Могила под детской площадкой | статьи на game-ip

Обитатели современных крупных городов часто не догадываются, что живут на месте дореволюционных кладбищ, а их малыши играют конкретно над историческими захоронениями.

Расширяясь, хоть какой город безизбежно «поглощает» старенькые кладбища.

Все знают, что Северная столица построена на костях. При всем этом почти все петербуржцы даже не догадываются, что конкретно их дома стоят на месте дореволюционных кладбищ, а малыши играют конкретно над захоронениями. Много ли в городке позабытых кладбищ, что происходит с ними опосля обнаружения и как они влияют развитие современного городка?

Шашлык над мертвецами

В летнюю пору обитатели Перевозного переулка в Красногвардейском районе с удивлением нашли, что в их дворах работают археологи. Находки тоже впечатлили — кусочки могильных памятников, гробовые доски и даже людские кости. Оказалось, что до революции тут была часть Большеохтинского кладбища, о существовании которого сейчас уже практически никто не помнит.

Поводом для раскопок сделалось решение провести в микрорайоне доп уличное освещение: так как у администрации были сведения о том, что на месте работ могут быть могилы, была нужна разведка участка.

В итоге археологи уехали, оставив кости на прежнем месте. Это событие, к слову, никак не воздействовало на привычки местных обитателей. Некие из их и ранее обожали в неплохую погоду поджарить тут мясо. Информация о том, что мангалы стоят прямо над гробами, никого не смутила — шашлычный сезон продолжился.

Законы для мертвых

Феноминально, но исходя из убеждений закона «О похоронном деле…» исторические кладбища не являются кладбищами как такими. По словам заместителя председателя комитета по муниципальному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Алексея Михайлова, на 1-ый план тут выходит вопросец археологии и сохранения культурного наследства. Потому в согласовании с Федеральным законом № 73-ФЗ «О объектах культурного наследства…» перед хоть какими большими земельными работами проводится неотклонимая археологическая экспертиза. Выполнили ее и во дворах Перевозного переулка.

«Захоронения были обнаружены на местности, которая, по подготовительным данным, обязана была размещаться вне границ кладбища. Это далековато не единственный пример, доказывающий, что исторические планы не постоянно буквально фиксировали местность, или, может быть, какие-то позднейшие участки захоронений на схемы не наносились, — отмечает Михайлов. — Было принято решение, что участок во дворах рядом с Перевозным переулком станет частью объекта культурного наследства как культурный слой, и неважно какая деятельность на данной нам местности будет проводиться под надзором археологов. А те работы, которые там планировались, будут сдвинуты, чтоб не задеть культурный слой».

Если выявляют захоронения старше 100 лет, о которых у КГИОП не было сведений, то они становится выявленным объектом археологии, и далее решение уже принимают спецы. Когда участок им увлекателен — они могут его изучить. Если нет — он остается в статусе выявленного объекта тогда и неважно какая деятельность на нем запрещается. Обычно, опосля обнаружения позабытых кладбищ археологи оставляют людские останки на том же месте.

«Захоронения, в особенности постоянные, археологи не вскрывают и не изымают. Бывают случаи, когда попадаются стихийные, как, к примеру, кладбище первостроителей городка на Сытнинской улице. Там были проведены настоящие раскопки, все было исследовано, и спецы смогли ознакомится с довольно огромным пластом исторической инфы о том из каких областей, губерний и уездов привлекались люди на работы в Санкт-Петербург. Это было предметом отдельного археологического исследования, потому останки были изъяты и переданы в Кунсткамеру для предстоящей работы и хранения», — объясняет Михайлов.

Сколько их?

По воззрению заведующей лабораторией археологии, исторической социологии и культурного наследства имени доктора Г. С. Лебедева СПбГУ Лены Михайловой в Петербурге огромное количество кладбищ, о которых обитатели городка не догадываются.

«Когда Петербург лишь закладывался, вопросец о том, где хоронить людей, совсем не регулировался. Но это обычная ситуация. В крайние годы была выявлена целая серия братских могил. Видимо, одно из ранешних мест погребений находилось в южной части сегодняшнего Петроградского острова: тут находили захоронения на Церковной (Блохина) улице, на Малой Монетной, под церковью Марии Магдалины на Сытнинской улице», — ведает она.

Не считая того, за триста лет пару раз изменялись правила захоронения. К примеру, сенатский указ 1771 года во всех городках империи воспретил кладбища при церквях — они все должны были размещаться за городской чертой.

«Но еще с восемнадцатого века административные границы Петербурга повсевременно расширялись, а пригородные деревни, соответственно, „поглощались“. В течение XX века огромное количество из их стали частью Ленинграда. А при хоть какой деревне либо селе постоянно были свои кладбища, которые в итоге оказались под массовой жилой послевоенной застройкой», — отмечает Лена Михайлова.

Стоит вспомянуть и катастрофическое наводнение 1777 года, размывшее кладбища, которые пришлось позже приводить в порядок и засыпать сверху доп слоями грунта.

Город на костях

В Петербурге существует огромное количество кладбищ, на месте которых в русское время были построены детские сады, к примеру на Нейшлотском переулке. А когда сносили старенькый детсад рядом с Огромным проспектом Васильевского острова, конкретно рядом с фундаментом обнаружились захоронения в четыре-пять рядов.

«Лишь на Васильевском полуострове мне известны два либо три места, где были садик и детские площадки на местности кладбищ. И ничего ужасного из-за этого не происходило. Хоть какой исторический город представляет собой огромное количество напластований различных эпох, тут нет ничего необыкновенного», — считает Алексей Михайлов.

Самым нежданным захоронением в практике Лены Михайловой стала землянка с братской могилой, перекрытая слоем наводнения 1706 года. Судя по всему, там были погребены одни из первых строителей городка.

«Мы работали в Петропавловской крепости, там, где на данный момент земля Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Находили начальный деревянно-земляной кронверк начала XVIII века. Нам попались остатки лагеря, возможно, солдатского. На этом месте было похоронено несколько юных юношей с нательными крестами конца XVII — начала XVIII века», — ведает она.

Что созодать

Судьбой утраченных исторических кладбищ занимается особая комиссия Законодательного собрания Петербурга. А именно, она готовит список схожих объектов, чтоб представить их в генеральном плане городка.

«Может быть, в генеральном плане покажется слой с обозначением утраченных исторических кладбищ, чтоб на их месте в дальнейшем ничего не строили, а делали рекреационные зоны. Это общемировая практика — на таковых территориях, обычно, появляются зоны благоустройства, — разъясняет Алексей Михайлов. — Коллеги в Риге в прошедшем году как раз решали, что созодать с найденным огромным кладбищем. Этично ли там создавать прогулочные зоны, детские площадки? Общественность разносторонне к этому относится. Но, с иной стороны, город развивается».

Не так давно на Митрофаниевском кладбище при участии КГИОП завершились доп археологические исследования. Спецы находили фундамент часовни странника Александра Крайнева, определяли уровень культурного слоя и вероятного месторасположения дорожек и могил. Все это делалось специально для того, чтоб защитить культурный слой при предстоящем благоустройстве местности.

«Люди издавна живут на Земле. И мы ходим по сиим могильникам сплошь и рядом — это не только лишь петербургская история. По закону на месте кладбища можно создавать лишь зеленоватые зоны. Если есть зеленоватая зона и имеются сведения о захоронении — давайте поставим информационную табличку. Сиим могут заняться неравнодушные обитатели либо муниципалитет. Но, на мой взор, не бывает всепригодных решений. Потому я не призываю все вокруг вынудить табличками, могут быть и остальные методы сохранить память о утраченных кладбищах», — считает Лена Михайлова.

Большеохтинское кладбище, как и большая часть дореволюционных захоронений городка, было православным. По воззрению главы ритуального благочиния Санкт-Петербургской епархии РПЦ иерея Ильи Нефедова, люди должны знать, что находятся на кладбище, даже если там нет могильных памятников.

«Человек не зависимо от религиозного миропонимания, является ли он верующим либо нет, должен в базу собственной штатской позиции вложить бережное и почтительное отношение к местам захоронений. Ступая на землю кладбища, необходимо держать в голове, что под твоими ногами покоятся останки чьих-то родных, может быть даже твоих, сограждан и людей остальных стран, по воле Бога упокоенных конкретно в данной точке земного шара. И, естественно, охото донести до людей, которые не присваивают значение этому, что захоронения — места сосредоточения молитвы, скорби и даже невысказанной при жизни покойного любви», — считает он.

Не считая этого отец Илья уверен, что кладбища делают важную функцию — напоминают людям о том, что их земная жизнь рано либо поздно завершится.

«В современном обществе мысли о погибели нередко табуированы. Почти все гонят их от себя. Но лишь когда мы задумываемся о ней, то осознаем, что мы люди, что мы смертны. Это помогает нам вспомянуть о наших родных и близких — ведь они могут уйти из этого мира. А означает, нам недозволено упускать способности излишний раз повстречаться с ними либо хотя бы позвонить, — отмечает священник.

Дмитрий Глебов

Источник: rosbalt.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дом мода и семья
Добавить комментарий