Тайга, кровь и шоу-бизнес | статьи на game-ip

Мечты о том, чтобы испытать себя и слиться в экстазе с дикой природой могут обернуться настоящим кошмаром.

Людмила Семенова
Искусствовед

Развлекательный канал ТНТ в новом сезоне стартовал с весьма неоднозначным проектом, посвященным суровой прозе жизни, — приключенческим триллером «Игра на выживание». Он снят в псевдодокументальном формате, к тому же несколько занятых в нем медийных лиц играют самих себя — в том числе ведущий Игорь Верник.

С первого взгляда зритель может решить, что это сильно обновленная версия «Последнего героя», из жарких стран перенесенная в сибирскую тайгу — без запасов еды и воды, без электричества и средств связи. Однако уже в первой серии что-то идет не так, и сходство с реалити-шоу лишь добавляет напряженности.

Сюжет о людях, которые рассчитывали получить заряд адреналина и романтики, а затем вернуться к комфортной жизни, очень популярен в массовой культуре — такие фильмы, как «Открытое море» или «127 часов», получили высокие оценки кинокритиков и зрителей.

В «Игре на выживание» к борьбе с недружелюбной природой примешивается не менее острая тема отношений между людьми, связанными общей бедой. Раскроет ли она в них умение сопереживать и поддерживать или обнажит все самое низменное и первобытное, скрытое под покровами условностей, моральных норм и законов? Как будет действовать человек, зная, что на кону уже не миллион евро (такой приз был обещан победителю игры), а собственная жизнь? Особенно учитывая, что вокруг нет никого, в чьих глазах хотелось бы выглядеть положительным, — по крайней мере с того момента, когда герои понимают, что «шоу» перестало быть управляемым. Насколько это развяжет руки и приблизит к природе — не прекрасной и загадочной, как рисуют ее себе сторонники дауншифтинга, а жестокой и бескомпромиссной?

Неординарным саундтреком к сериалу стала «Песня о Родине», более известная как «Широка страна моя родная». Только в новой интерпретации нет ни бравурной музыки, ни вдохновенного вокала. Если в оригинальном виде песня сейчас выглядит злой иронией над социалистической идеологией, то в контексте «Игры на выживание» это насмешка над самим человеком, возомнившим себя центром мироздания, а на деле практически беспомощным без гаджетов и сферы услуг. И едва ли какая-либо страна, кроме России, может дать такой чудовищный простор для фантазий о борьбе с дикой природой и не менее дикими нравами.

Стоит отметить, что авторы постарались собрать в одном месте не просто случайных людей, которым придется находить точки соприкосновения, но и яркие, узнаваемые типажи. Здесь есть и амбициозная молодежь, и умудренное опытом старшее поколение, и «альфа-самцы», и их противоположности, считающие, что «интеллект тоже может возбуждать… то есть побеждать». Женские персонажи также выписаны колоритно, хоть и несколько шаблонно: кто-то полагается лишь на то, что «мужчина всегда поможет, если правильно попросить», кто-то, по последней моде, любит феминитивы и животных, кто-то едет в тайгу ради фото для «сториз», а кто-то всю жизнь страдает синдромом отличницы (и именно для этой героини первые уроки окажутся наиболее жестокими).

А особенно ярко сатира над богемой и обществом потребления проявляется в словах приглашенных знаменитостей Алексея Чадова и Александры Бортич: «Хочется чего-то настоящего, живого». И когда начинаются страшные события, «обычные» участники поначалу возлагают надежду именно на то, что «звездам» никто не даст потеряться в тайге, страдая от голода и холода, а стало быть и остальным что-то перепадет.

Несмотря на динамично развивающийся сюжет и интересные образы, смотреть «Игру на выживание» по-настоящему тяжело. В определенный момент кажется, что противостояние между животными инстинктами и тем, что заложено моралью, идет по ложному пути и авторы пытаются усидеть на двух стульях: не лукавить против природных истин и услужить поборникам лженравственности, утверждающим, что в экстремальные моменты человек вспоминает о боге, а не пытается выжить любой ценой.

Пока тема веры непосредственно не затрагивается, но уже дан посыл, что люди обязательно должны уметь прощать — якобы именно это отличает их от животных. Один из первых же конфликтов в «Игре на выживание» оборачивается предательством, которое виновник оправдывает благими намерениями — иначе погибли бы все (хотя это лишь удобные для него домыслы). Поначалу его осуждают, но затем даже главная жертва этого предательства проникается христианским всепониманием, из чего следует очень приятный вывод: для прощения достаточно лишь трогательно извиниться.

Возможно, дальнейший ход повествования будет более ясным и прямолинейным, с указанием на то, что героев объединяет не милосердие, а вынужденная стадность, так или иначе увеличивающая шансы выжить. Это все же лучше, чем потеря человеческого облика и кровавая развязка. Но пока сериал выглядит не срезом с жестокой реальности, а набором авторских мыслей на эту тему, которые можно разделять или опровергать в силу личных убеждений.

Хотя один вывод очевиден уже сейчас: не стоит прельщаться большими деньгами и приключениями, если вы хоть немного сомневаетесь в своей выносливости и умении адаптироваться к любым условиям. Это вроде бы банальная истина, но люди почему-то до сих пор ею пренебрегают.

Людмила Семенова

Источник: rosbalt.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дом мода и семья
Добавить комментарий